ECB Villeroy: позиция хорошая, но не комфортная

Заявление члена Управляющего совета Европейского центрального банка (ЕЦБ) Франсуа Виллеруа де Гало о том, что ЕЦБ находится в «хорошем, но не комфортном положении», не просто констатирует текущее состояние, но и служит важным сигналом для инвесторов и широкой публики. Эти слова, прозвучавшие 5 декабря 2025 года в Париже, подчеркивают сложность текущей монетарной политики и ее потенциальное влияние на экономические рынки Еврозоны и за ее пределами. Для тех, кто следит за движением капитала, это заявление означает, что время легких решений закончилось, и впереди период повышенной бдительности.

Еврозона, пережившая в 2022 году пик инфляции, достигший более 10%, благодаря усилиям ЕЦБ смогла значительно снизить этот показатель. В частности, годовая инфляция в еврозоне замедлилась с 2,9% в декабре 2023 года до 1,7% в сентябре 2024 года, прежде чем вновь подняться до 2,4% к декабрю 2024 года. К апрелю 2025 года этот показатель стабилизировался на уровне 2,2%. Достижение такой динамики стало результатом цикла ужесточения монетарной политики, начатого в июле 2022 года первым за 11 лет повышением процентных ставок. Затем последовала серия повышений до сентября 2023 года, когда депозитная ставка достигла 4%.

Однако, с середины 2024 года ЕЦБ начал смягчение политики, снизив ключевые ставки трижды по 25 базисных пунктов, и к октябрю 2024 года депозитная ставка составила 3,25%. В марте 2025 года ставка была вновь снижена до 2,50%, а к июню 2025 года достигла 2,00%. Экономисты ЕЦБ прогнозируют, что средняя инфляция составит 2,3% в 2025 году, 1,9% в 2026 году и 2,0% в 2027 году, что соответствует целевому показателю в 2%. Еврокомиссия также скорректировала свой прогноз, ожидая инфляцию в ЕС на уровне 2,4% в 2025 году и 2% в 2026 году.

ЧИТАТЬ →  Stock markets и today's economic data: Ключ к росту

Заявление Виллеруа де Гало о «нефиксированности» и «полной вариативности» будущих решений ЕЦБ, включая возможность дальнейшего снижения ставок, имеет глубокие последствия для рынков. Он отметил, что риски снижения инфляции сейчас не менее значимы, чем риски ее роста, и ЕЦБ не допустит продолжительного отклонения от целевого показателя в 2%. Это указывает на готовность ЕЦБ действовать, если инфляция опустится ниже целевого уровня, что исторически также является проблемой, как и ее превышение.

На фондовых рынках подобные заявления могут вызвать краткосрочную волатильность, поскольку трейдеры и инвесторы будут переоценивать вероятности дальнейших изменений процентных ставок. Более низкие ставки обычно благоприятствуют акциям, особенно акций роста, так как снижают стоимость заимствований для компаний и повышают их будущую прибыльность. В то же время, они могут оказать давление на финансовый сектор, уменьшая маржу банков.

Рынок облигаций также будет чутко реагировать. Ожидания снижения ставок могут привести к падению доходности государственных и корпоративных облигаций, поскольку инвесторы будут стремиться зафиксировать более высокую доходность до того, как ставки упадут. Доходность облигаций государств еврозоны, таких как Германия, Франция или Италия, может стать более привлекательной.

Что касается валютного рынка, укрепление евро, как уже отмечал Виллеруа, обладает дезинфляционным эффектом, поскольку импортные товары становятся дешевле. Если ЕЦБ продолжит снижать ставки, это может оказать давление на евро, делая его менее привлекательным для инвесторов, ищущих высокую доходность. Это, в свою очередь, может поддержать экспорт, но усилить инфляционное давление за счет удорожания импорта.

Важно учитывать и макроэкономические риски. ЕЦБ выделяет геополитическую напряженность, торговые войны и последствия демографического старения как ключевые угрозы финансовой стабильности еврозоны. Прогнозы экономического роста для еврозоны были пересмотрены в сторону понижения до 0,9% на 2025 год, 1,2% на 2026 год и 1,3% на 2027 год, что отражает снижение экспорта и слабость инвестиций на фоне неопределенности торговой политики. Эти факторы могут ограничить пространство для маневра ЕЦБ, делая его позицию, хотя и «хорошей» с точки зрения достижения инфляционного таргета, но «не комфортной» из-за множества внешних и внутренних вызовов. Даже сам ЕЦБ понес рекордные убытки в размере 7,94 миллиарда евро в 2024 году из-за своей процентной политики.

Прокрутить вверх